Куманенко Александр Викторович
педагог-психолог
первой квалификационной категории
ГБУ ЦППС Кировского района
Санкт-Петербурга
Основные направления работы:
- Индивидуальное консультирование (педагоги, родители, дети).
- Диагностическое обследование детей.
- Индивидуальная и групповая работа с детьми.
- Лекционно-просветительская деятельность(родительские собрания, семинары для педагогов, классные часы для учащихся).
- Профориентация учащихся.
Формирование толерантного сознания в образовательной среде
«Толерантность (от лат. tolerantia — терпение; терпимость к чужому образу жизни,) — это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.» (Декларации Принципов Толерантности)
Толерантность позволяет человеку эффективно разрешать социальные конфликты, жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире. Являясь социальным институтом, школа имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению. Сохранить человеческое начало в наших детях, развить у них потребности сознательного и осмысленного уважения Другого, потребности к конструктивному взаимодействию с людьми независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения — вот идеи, лежащие в воспитании толерантности.
В данной статье педагогам общеобразовательных школ, классным руководителям предлагается ряд упражнений, которые можно использовать на классных часах, семинарах, круглых столах, посвященных воспитания у детей толерантности.
- 1. Игра «Ассоциации»
Цель: формулировка понятий «терпение», «терпимость», «толерантность»
Инструкция:
в течении нескольких минут придумать 5 ассоциативных определений к понятиям «Толерантность», «Терпение», «Терпимость»,.
Последующее обсуждение результатов, сходств и различий.
Необходимое время: 10 минут
- 2. Упражнение «Черты толерантной личности»
Цель:
- ознакомить участников с основными чертами толерантной личности;
- дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности. Необходимое время: 15 минут.
Материалы: бланки опросника для каждого участника
Черты толерантной личности
Колонка А
Колонка В
Расположенность к другим
Снисходительность
Терпение
Чувство юмора
Чуткость
Доверие
Альтруизм
Терпимость к различиям
Умение владеть собой !
Доброжелательность
Умение не осуждать других
Гуманизм
Умение слушать
Любознательность
Способность к сопереживанию
Подготовка: бланк опросника с колонкой В на большом листе прикрепляется на доску или стену.
Процедура проведения:
Участники получают бланки опросника. Ведущий объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.
Инструкция: Сначала в колонке А поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены; «О» напротив тех трех черт, которые у Вас наименее выражены. Затем в колонке В поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь.
На заполнение опросника дается 3-5 минут.
Затем ведущий заполняет заранее подготовленный бланк опросника, прикрепленный на доску. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке В первое качество. Число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).
Участники получают возможность:
Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы с общегрупповым представлением.
Сравнить представление о себе («+» в колонке «А») с портретом толерантной личности, созданным группой.
- 3. Упражнение «Эмблема толерантности».
Цель:
- формирование понятия «толерантность».
-развитие солидарности, взаимопонимания, сотрудничества
Инструкция:
в течении 10- 15 минут на листе ватмана нарисовать эмблему толерантности.
Материалы:
лист ватмана, цветные мелки, карандаши, фломастеры , ручки, кисти, акварель, гуашь.
Последующее обсуждение результатов.